Мнения


Общественное наблюдение при голосовании: практика и предложения

Журавлёв Владимир Павлович, член Общественной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Общественной палаты Ленинградской области, Проректор ЛГУ им. А.С. Пушкина, Председатель Ленинградского областного регионального отделения Общероссийской общественно-государственной просветительской организации «Российское общество «Знание»


Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» наделил Общественную палату Российской Федерации и общественные палаты субъектов Российской Федерации правом приема предложений о кандидатурах для назначения наблюдателей и правом назначения наблюдателей. В отличие от избирательного законодательства, ограничений количественного присутствия общественных наблюдателей на участке для голосования не предусмотрено.

Если в ходе первой практики формирования корпуса наблюдателей от Общественной палаты Ленинградской области на выборах Президента в 2018 году их было 3 тысячи человек, то в 2020 году, в ходе общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, это число превысило 4 тысячи.

С уверенностью можно отметить: общественное наблюдение при голосовании востребовано среди институтов гражданского общества, стало неотъемлемой составляющей процедуры прямого волеизъявления граждан нашей страны, что будет позитивным фактором и при подготовке, и при проведении в будущем году парламентских выборов.

При голосовании в июле среди наблюдателей на территории области были представители шести политических партий, ряда общественных, некоммерческих организаций (особенно активны были представители регионального центра общественных инициатив), заключивших соглашение с Общественной палатой Ленинградской области о сотрудничестве при подготовке и направлении наблюдателей. Проявили личную инициативу и отдельные граждане, поскольку принятое Общественной палатой Российской Федерации Положение о порядке приема предложений о кандидатурах для назначения наблюдателями предусматривало и право граждан по внесению своей кандидатуры.

В Положение изначально был заложен значительный запас универсальности, который оказался особенно актуален в условиях изменения даты голосования и ограничительных мер, связанных с распространением коронавируса, – прием документов, начавшийся 24 марта 2020 года, закончился за семь дней до дня проведения голосования.

В целях обеспечения независимости наблюдения и аналогично наблюдателям на выборах наблюдателями на голосовании по поправке в Конституцию не могли быть лица, «замещающие государственные должности Российской Федерации в органах исполнительной власти, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главы местных администраций, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с действующим на момент проведения общероссийского голосования законодательством, а также физические лица, признанные в установленном порядке СМИ, выполняющими функции иностранного агента».

В Сосновоборском городском округе стали целенаправленно, на перспективу, формировать состав наблюдателей с 2018 года. Костяк составили лидеры общественного мнения, большинство из которых работают на Ленинградской атомной электростанции. Пригласили в качестве наблюдателей и «диванных критиков», которые, пройдя обучение, смогли увидеть, как организован процесс голосования, и убедиться в главном – в прозрачности процедуры. Критиков стало меньше, а многие из тех, кто получил опыт наблюдения, захотели его развить.

Общественной палатой Российской Федерации во взаимодействии с Центральной избирательной комиссией Российской Федерации с участием общественных палат субъектов Российской Федерации и ведущих общественных организаций был подготовлен Кодекс этики наблюдателя и Стандарты по общественному наблюдению на участках для голосования при проведении общероссийского голосования.

Большим подспорьем в обучении наблюдателей были вебинары, организованные в масштабах страны Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг» и Координационным советом по общественному контролю за голосованием Общественной палаты Российской Федерации.

Общественной палатой Ленинградской области совместно с Леноблизбиркомом был разработан и предоставлен наблюдателям подробный методический материал – блокнот наблюдателя. Конечно, наши наблюдатели были обеспечены бейджами, а с самого начала работы на избирательном участке – средствами индивидуальной защиты в связи с пандемией коронавируса.

Наблюдатели старались работать в течение всех дней голосования – с 25 июня по 1 июля – и на избирательных участках, и на выездном голосовании, обращая особое внимание на упаковку бюллетеней в сейф-пакеты и, конечно, на итоговый подсчет голосов.

Рабочая группа Общественной палаты области по общественному контролю за голосованием, сами наблюдатели быстро реагировали на появляющиеся в СМИ и в Интернете недостоверные сведения.

Так, 28 июня на карте нарушений движения «Голос» появились очередные высказывания о якобы допущенных нарушениях при проведении общероссийского голосования на территории Ленинградской области. На этот раз в незаконной агитации обвинили главу Алеховщинского сельского поселения Лодейнопольского района Татьяну Мошникову в связи с ее призывом к жителям принять участие в голосовании и высказыванием о том, что ряд положений действующей Конституции нуждается в изменениях в соответствии с реалиями времени.

По нашей инициативе на наших сайтах было размещено совместное с областным избиркомом заявление, где были даны разъяснения, суть которых в следующем: голосование по поправкам – это не выборы, и на него не распространяется законодательство о выборах, в т.ч. его нормы по агитации. Оно регулируется Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» и Порядком голосования, утвержденным Центризбиркомом, в которых положений об агитации нет. Поэтому разъяснения сути поправок и предложения принять участие в голосовании, от кого бы они ни исходили, не являются нарушением закона.

Когда в средствах массовой информации появилось сообщение о том, что на участке № 952 во Всеволожском районе бюллетени складывают в бумажный пакет, наши наблюдатели, находящиеся на этом участке, данную информацию аргументированно разоблачили, прислав фотографию, подтверждающую использование ящика для голосования в соответствии с установленным порядком.

Хорошими помощниками наших наблюдателей были мобильные бригады Общественной палаты Ленинградской области в составе юридически компетентных членов палаты, которые в дни голосования посетили десятки избирательных участков, при необходимости консультируя наблюдателей по спорным вопросам. Это стало возможным благодаря внесенному в Положение о порядке назначения наблюдателей пункту, где указано, что Общественная палата Российской Федерации имеет право назначать одно и тоже лицо в несколько избирательных комиссий.

2 июля 2020 года в Петербургском пресс-центре ТАСС руководители Общественной палаты Ленинградской области представили итоги работы наблюдателей при проведении общероссийского голосования на территории Ленинградской области. При этом в режиме онлайн о своих впечатлениях рассказали члены палаты – участники мобильных бригад.

Наше мнение было единым: во-первых, избирательные комиссии очень хорошо организовали процесс голосования, он соответствовал нормативному регулированию, причем повсеместно были обеспечены необходимые меры безопасности для здоровья всех участников процесса в условиях пандемии коронавируса, гражданам были предоставлены многочисленные информационные материалы о предлагаемых изменениях в Конституцию; во-вторых, жители области, безусловно, поддержали инициативу Президента Российской Федерации В.В. Путина по внесению очень нужных поправок в Конституцию.

Председатель Общественной палаты Ленинградской области Ю.В. Трусов, говоря о периодически появлявшихся в Интернете сообщениях с заведомо недостоверными сведениями, подчеркнул целенаправленность кампании по дискредитации процесса голосования, в частности, это относится к призывам игнорировать голосование. «Удар по явке – это серьезная провокация, с которой необходимо бороться», – считает Юрий Трусов. «Явка – показатель того, сколько человек чувствуют себя гражданами нашей страны и сочли важным исполнить свой гражданский долг», – отметил он. В Ленинградской области в голосовании приняли участие почти 75 % граждан, включенных в списки участников голосования.

Со своей стороны, автор настоящего материала, побывав на заседании Избирательной комиссии Ленинградской области при рассмотрении итогов голосования, заявил на пресс-конференции следующее: «В ходе прошедшего голосования в Ленинградской области установлены «исторический» максимум по явке граждан на голосование и «исторический» минимум по замечаниям к организации процесса, поскольку, по официальным данным Леноблизбиркома, жалоб в комиссию не поступало, а по всем обращениям проведена необходимая работа».

Процесс голосования в течение нескольких дней оказался удобным для граждан. При этом не у всех наблюдателей была возможность находиться шесть дней по 12 часов на участке для голосования. Многим гражданам, особенно жителям Санкт-Петербурга, приехавшим на отдых в Ленинградскую область, помогла возможность голосовать по месту своего нахождения, а не по месту постоянного жительства. В этом автор убедился, посетив целый ряд участков для голосования в Приозерском районе – в поселках Сосново, Кривко, Раздолье, Запорожское.

19 октября 2020 года секретарь ЦИК России Майя Гришина в ходе заседания круглого стола на тему «О совершенствовании законодательного регулирования общественного контроля», организованного Комитетом Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, подчеркнула, что организаторы выборов заинтересованы в квалифицированных наблюдателях. «Нам всем нужны наблюдатели, знающие законодательство, которые являются помощниками комиссии и будут независимыми арбитрами в случае возникновения спорных ситуаций», – отметила она.

В этой связи на страницах настоящего журнала хотелось бы представить ряд предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы организации общественного наблюдения.

1. Внести в Федеральный закон от 12.06.2020 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положение о том, что Общественная палата Российской Федерации определяет порядок назначения наблюдателей, например, субъектами общественного контроля на выборах (так было сделано в Порядке проведения Всероссийского голосования по поправке в Конституцию, утвержденном ЦИК России).

2. Включить в Порядок назначения наблюдателей положения по аналогии с Порядком, установленным для наблюдения на Всероссийском голосовании по вопросу одобрения изменений в Конституцию Российской Федерации, в том числе право Общественной палаты на отзыв наблюдателя в случае нарушения наблюдателем Кодекса этики.

3. В вышеуказанном Порядке установить, что документы по кандидатурам наблюдателей представляются в Общественную палату Российской Федерации, общественные палаты субъектов Российской Федерации не позднее 10 дней до дня голосования (с учетом времени, необходимого на обработку и оформление документов, и необходимости представления списков наблюдателей в территориальную избирательную комиссию за 3 дня до дня голосования, что требуется в соответствии с пунктом 7.1 статьи 30 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

4. В Кодекс этики наблюдателя включить положение о том, что наблюдатель в своей деятельности учитывает разработанный Общественной палатой стандарт наблюдения за голосованием.

5. Кодекс этики наблюдателя переименовать в Кодекс наблюдателя.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:(495) 625-24-85
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru