Мнения


Член ЦИК России Константин Мазуревский: Как за сухими цифрами увидеть живых людей

Мазуревский Константин Сергеевич, член ЦИК России
Романова Вера Олеговна, главный советник отдела аналитической работы и прогнозирования Управления организационно-методического и экспертно-аналитического обеспечения Аппарата ЦИК России


Председатель ЦИК России Э.А. Памфилова в одном из интервью весной 2021 года сообщила следующее: «Мы знаем, что будут провокации на выборах. Мы в целом представляем технологии, которые будут использоваться для «сноса» выборов. Пока эти технологии носят внутренний характер. Их осуществляют те, кто живет здесь, но служит тем, кто заказывает это «там». Мы относимся к этому серьезно, но спокойно, и готовы им противодействовать».

В такой непростой обстановке, когда провокаторы и критики выборов постоянно предпринимают попытки вброса фейков, дискредитирующих избирательную систему, задача представителей избирательных комиссий всех уровней – показать избирателям реальный образ члена избирательной системы страны.

Важно транслировать избирателям достоверную информацию о составах комиссий, так как это будет способствовать росту доверия к избирательной системе и выборам в целом.

В данной статье представлены статистические данные о составах избирательных комиссий, полученные по результатам исследования, проведенного в мае 2021 года.

Анализ статистических данных о политических партиях, выдвинувших кандидатов для назначения в составы избирательных комиссий, позволяет сделать вывод о том, что парламентские политические партии стабильно активно участвуют в формировании составов избирательных комиссий. Это гарантирует разность взглядов и взаимный контроль в работе членов избирательных комиссий, а также способствует соблюдению закона. В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» политическая партия может выдвинуть только одного кандидата в состав избирательной комиссии.

В среднем по Российской Федерации следующее количество политических партий выдвинуло кандидатов для назначения в составы избирательных комиссий:

избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (далее – ИКСРФ) – 5 политических партий;

территориальные избирательные комиссии (далее – ТИК) – 9;

участковые избирательные комиссии (далее – УИК) – 12.

Всего в целом по Российской Федерации общее количество политических партий, выдвинувших кандидатов для назначения в состав ИКСРФ, – 34, в состав ТИК – 59, в состав УИК – 70.

Мы видим, что политические партии действительно принимают участие в формировании составов избирательных комиссий. Законодательство о выборах предоставляет политическим партиям широкие возможности для участия в избирательном процессе. Статистические данные подтверждают, что политические партии активно используют эти возможности.  

В СМИ можно встретить публикации на тему применения в ходе подготовки и проведения выборов так называемого административного ресурса. Авторы подобных статей транслируют ложный стереотип о том, что в избирательных комиссиях засилье чиновников.

Для получения объективной информации по данному вопросу мы можем вновь обратиться к статистике. По состоянию на 21 мая 2021 года доля государственных/муниципальных служащих в составах ИКСРФ составляла 22 %, в составах ТИК – 27 % и всего 5 % в составах УИК – это члены комиссий, которые на местах занимаются подведением итогов голосования.

Доля государственных и муниципальных служащих в составах избирательных комиссий в среднем по Российской Федерации составляет всего 6 %. Это в восемь раз меньше пятидесятипроцентной допустимой нормы. Факты говорят сами за себя.

В данном контексте интересно отметить, что в ряде государств – участников ОБСЕ подсчетом голосов на выборах занимаются именно представители комиссий из числа государственных и муниципальных служащих, а также судебных органов.

К примеру, в Македонии, Монако и Нидерландах составы избирательных комиссий формируются из числа государственных служащих. В Великобритании и Австрии составы избирательных комиссий формируются из числа муниципальных служащих. Из числа государственных и муниципальных служащих формируются составы избирательных комиссий в Ирландии. В Греции, Республике Кипр, Княжестве Лихтенштейн составы избирательных комиссий формируются из числа представителей судебной системы.

Это обстоятельство не вызывает критики и вполне спокойно воспринимается представителями экспертного сообщества.

Для дальнейшего уточнения образа члена избирательной комиссии представляем информацию о возрастном составе членов избирательных комиссий всех уровней:

– ИКСРФ: до 35 лет – 10,52 %; от 35 до 65 лет – 78,26 %; старше 66 лет – 11,22 %;

– ТИК: до 35 лет – 16,92 %; от 35 до 65 лет – 76,59 %; старше 66 лет – 6,49 %;

– УИК: до 35 лет – 19,63 %;  от 35 до 65 лет – 74,73 %; старше 66 лет – 5,64 %.

Можем отметить, что наибольший процент членов избирательных комиссий различного уровня относится к возрастной группе от 36 до 66 лет. Так, в ИКСРФ доля данной возрастной группы составляет 78 %, на уровне ТИК – 77 %, на уровне УИК – 75 %.

В результате проведенного анализа статистических сведений о составах избирательных комиссий нами были получены следующие показатели распределения членов избирательных комиссий по уровню образования:

– доля членов ИКСРФ, имеющих высшее образование, – 85 %, в том числе юридическое образование – 48 %;

– доля членов ТИК, имеющих высшее образование, – 81 %, в том числе юридическое образование – 18 %;

– доля членов УИК, имеющих высшее образование, – 56 %, в том числе юридическое образование – 3 %.

Что касается опыта работы членов избирательных комиссий, статистика следующая:

– доля членов ИКСРФ, имеющих опыт работы в избирательных комиссиях, – 47 %;

– доля членов ТИК, имеющих опыт работы в избирательных комиссиях, – 61 %;

– доля членов УИК, имеющих опыт работы в избирательных комиссиях, – 67 %.

Таким образом, мы видим, что в избирательных комиссиях трудятся образованные опытные специалисты, что обеспечивает высокий уровень качества работы избирательной системы.

Для того чтобы портрет представителя избирательной системы был более точным, обратимся к информации о гендерном составе членов избирательных комиссий.

Перед тем как представить статистику, считаем важным отметить, что некоторые эксперты в своих выступлениях на тему влияния гендерного неравенства на аспекты избирательного процесса сообщают, что «женщины в политике и в органах власти недопредставлены».

Анализ гендерного распределения составов избирательных комиссий позволяет сделать вывод о том, что наибольшее количество женщин работает в составе УИК – 81 %. Количество мужчин в составах УИК составляет 19 %. Наибольшее количество мужчин отмечено в составе ЦИК России – 73 %, при этом процент женщин в составе ЦИК России – 27 %. В ИКСРФ доля мужчин составляет 60 %, женщин – 40 %. В ТИК 35 % членов – мужчины, 65 % – женщины.

Важно отметить, что последние кадровые назначения в ИКСРФ свидетельствуют о росте числа женщин в руководящем составе комиссий. В составе ЦИК России также отмечен рост числа женщин: четыре члена комиссии в действующей комиссии по сравнению с предыдущим созывом, где было три женщины.

Предоставленная в статье статистическая информация о составах избирательных комиссий всех уровней позволяет нам увидеть за сухими цифрами живых людей, мужчин и женщин, людей разных профессий и возрастов, имеющих хороший уровень образования и опыт работы в избирательной системе.

В составах избирательных комиссий есть государственные и муниципальные служащие, но доля их невелика и уж точно не выходит за границы нормы, допустимой законом. Многие члены избирательных комиссий выдвинуты в составы различными политическими партиями.

Члены избирательных комиссий – это мы с вами, наши коллеги и товарищи, и наша главная цель – обеспечение легитимности выборов, признание результатов выборов нашими избирателями, работа на повышение доверия к выборам в Российской Федерации.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:+7 (495) 606-78-45
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru