Мнения


Член ЦИК России Людмила Маркина: Практика организации видеонаблюдения на выборах, прошедших в единый день голосования 19 сентября 2021 года

Из выступления на совещании Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности 29.11.2021


Одним из важнейших механизмов обеспечения открытости и гласности в работе избирательных комиссий при проведении выборов различных уровней в Российской Федерации стало применение в избирательном процессе средств видеонаблюдения. Вектор на использование «профессионального» видеонаблюдения за выборами в качестве действенного инструмента, способствующего развитию электоральной демократии, был задан Председателем ЦИК России Э.А. Памфиловой в ходе подготовки к федеральной избирательной кампании 2021 года.

В текущем электоральном цикле данный механизм получил дальнейшее развитие, расширил свои возможности и создал дополнительные условия для обеспечения полномасштабного наблюдения за ходом голосования и установлением его итогов.

Используемая в рамках единого дня голосования 2021 года технология позволила осуществлять видеонаблюдение в режиме реального времени с момента открытия избирательных участков до подписания протоколов ТИК об итогах голосования, не нарушая принципов тайного голосования.

Технические решения, которые были разработаны ЦИК России совместно с Минцифры, позволили на выборах 19 сентября 2021 года реализовать новый формат применения средств видеонаблюдения, главным образом рассчитанный на целевую аудиторию, не только заинтересованную в неукоснительном соблюдении избирательного законодательства при проведении выборов, но и обладающую профессиональными знаниями в области избирательного процесса.

В частности, в соответствии с новым подходом:

- средствами видеонаблюдения были обеспечены все ТИК, а также УИК с численностью более тысячи избирателей (около 46 тыс. участков);

- в дополнение к видеонаблюдению силами регионов было обеспечено оборудование участков для голосования средствами видеофиксации (видеорегистрации), что позволило охватить наблюдением около 96 % избирательных участков (89,5 тыс.) во всех 85 субъектах Российской Федерации, на которых имели возможность проголосовать около 98 % избирателей;

- на протяжении трех суток (17, 18 и 19 сентября, включая ночное время) осуществлялись непрерывная запись и трансляция изображения на служебный портал из помещений, в которых проводились голосование, подсчет голосов, подведение итогов, а также составление протоколов ТИК;

- доступ пользователей к трансляции изображения на служебном портале был предоставлен широкому кругу субъектов и технически организован через подтвержденную учетную запись на портале «Госуслуг» (ЕПГУ).

В частности, трансляция со служебного портала была доступна ЦИК России, ИКСРФ, ТИК, УИК, Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также зарегистрированным кандидатам и политическим партиям, выдвинувшим зарегистрированные федеральные списки кандидатов, зарегистрированных кандидатов по одномандатным избирательным округам, Совету при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъектах Российской Федерации;

- возможность доступа к видеозаписям была обеспечена участникам избирательного процесса, обратившимся с жалобами на действия (бездействие) избирательных комиссий для защиты своих политических прав.

В общей сложности Минцифры России было предоставлено более 120 тысяч учетных записей для осуществления доступа к видеонаблюдению. Вместе с тем не все пользователи портала руководствовались установленным порядком. Оператором фиксировались и пресекались отдельные попытки нештатного доступа к служебному порталу, в том числе с применением автоматизированных запросов. Подобные действия могли нарушить работоспособность портала трансляций.

Для обеспечения широкого доступа к видеонаблюдению для всех желающих, независимо от их статуса в избирательном процессе, дополнительно была организована трансляция изображения на средствах отображения информации коллективного пользования в центрах общественного наблюдения за выборами в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, трансляция со служебного портала была доступна также для рядовых избирателей, у которых была возможность квалифицированно отслеживать происходящее на избирательных участках и в помещениях территориальных избирательных комиссий в режиме реального времени.

Важно отметить положительный опыт осуществления наблюдения за выборами в единый день голосования 19 сентября 2021 года в центрах общественного наблюдения за выборами (ЦОН), которые были сформированы и работали во всех 85 регионах, а также на федеральной территории «Сириус». В 18 субъектах дополнительно были созданы филиалы таких центров.

Цель работы ЦОН – независимая и объективная оценка происходящего в ходе всего периода проведения выборов и подведения итогов голосования.

Все центры были оснащены средствами отображения информации коллективного доступа, где кандидаты, представители партий, наблюдатели или иные заинтересованные лица могли присутствовать и смотреть трансляцию видеоизображения с избирательных участков, в том числе использовать возможность перемотки записи.

Среднее количество аккаунтов (учетных записей) для проведения видеонаблюдения на один ЦОН – 25. Общее количество учетных записей, выделенных для ЦОН, – 2137. Время использования аккаунтов – 23 442 часа.

В центрах общественного наблюдения было организовано более 2000 рабочих мест. Для обеспечения работы ЦОН было задействовано более 4000 человек.

Центры общественного наблюдения во всех субъектах Российской Федерации работали в период с 14 по 22 сентября 2021 года. Доступ в ЦОН был открыт для всех желающих принять участие в видеонаблюдении за выборами. Видеонаблюдатели во взаимодействии с операторами видеоцентра отслеживали ход проведения выборов на установленных в видеоцентре мониторах и в случае выявления нарушений передавали информацию руководству ЦОН.

Все дни голосования члены общественных палат, представители наблюдательского и экспертного сообществ, политических партий и зарегистрированных кандидатов, различных общественных и некоммерческих организаций, академической среды, а также электоральные юристы, гражданские активисты и представители СМИ наблюдали за ходом голосования на площадках центров общественного наблюдения в субъектах страны и оперативно реагировали на все сообщения о возможных нарушениях, в том числе посредством работы мобильных рабочих групп ЦОН.

Как показала практика, центры общественного наблюдения способствовали снижению количества жалоб и обращений, так как именно в них можно было оперативно решить любой спорный вопрос.

Центры общественного наблюдения реализовали в своей работе задачу по обеспечению объективного и независимого наблюдения за выборами, благодаря чему по праву могут служить объективным инструментом легитимизации выборов в будущем.

В целом необходимо признать, что данный опыт положительно оценивается всеми участниками избирательного процесса и имеет право на дальнейшее развитие.

Стоит отметить, что профессиональный подход в применении средств видеонаблюдения в текущем электоральном цикле позволил избирательным комиссиям своевременно принимать меры по пресечению нарушений в дни голосования, обеспечение сохранности видеозаписей станет для участников избирательного процесса гарантией защиты своих интересов в судебном порядке, а для судебных органов – возможностью использования видеозаписей в судебном процессе в качестве доказательств.

В целом же масштаб и подходы в применении технологии видеонаблюдения на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва носят беспрецедентный характер как в российской, так и мировой электоральной практике.



Возврат к списку


При использовании материалов сетевого издания «Вестник
Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
гиперссылка на http://vestnik.cikrf.ru обязательна

Требования к размеру и формату материалов для размещения материалов в официальном сетевом издании «Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации»
Адрес редакции:109012, Москва, Б. Черкасский пер., д. 9
Телефон редакции:+7 (495) 606-78-45
По вопросам содержания журнала:vestnik@cikrf.ru
По вопросам технической поддержки:inp@fci.ru